Дышите глубже. Пекинская опера раскрывает свои секреты Лин Бао.
Пекинская опера как жанр музыкального искусства Китая представляет собой совершенно уникальное явление. От артиста здесь требуется не только вокальное мастерство, но и незаурядный драматический талант, а также отличная хореографическая подготовка, владение основами искусства пантомимы, навыки художественной декламации и даже определенное акробатическое мастерство.
Приносим свои извинения за качество съемки: фотографировать и снимать в Пекинской опере запрещено.
Пекинская опера является одним из признанных национальных сокровищ Китая. История этого вида искусства насчитывает более 200 лет. В 55 году правления императора Цянлуна в эпоху правления династии Цин (1644 г. - 1911 г.) четыре труппы оперы Хуэйбань прибыли в столицу. Это было в 1790 году. Эти труппы смешались с оперой Куньцю, Оперой Иян, оперой Ханьцзю и Луаньтань. В течение более чем полувека эти различные виды китайского оперного искусства смешивались, интегрировались и в результате стали тем, что мы сегодня знаем под единым названием Пекинская опера.
Пекинская опера представляет собой синтез стилизованного действа, пения, диалогов, пантомимы, акробатического боя и танцев. Все эти виды сценического искусства используются, чтобы представить разных персонажей, продемонстрировать их эмоции: радость, страх, печаль, счастье, удивление, гнев и грусть.
Герои могут быть верными или вероломным, красивыми или уродливыми, хорошими или плохими – лица и игра актеров все это очень живо показывает.
Стать артистом оперы
Учиться мастерству будущие актеры Пекинской оперы начинают еще в детстве. И это обучение включает в себя не только обычные занятия вокалом дважды в неделю, как можно подумать. Дети живут в школе-интернате, так что опера становится центром их жизни в самом прямом смысле этого слова. Уже в первый же год обучения становится ясно, в каком амплуа будет выступать тот или иной будущий артист Пекинской оперы. И изменения в будущем уже невозможны, настолько сложны и специфичны роли Пекинской оперы. Тех, кто оказывается в состоянии выступать в двух разных амплуа, можно пересчитать по пальцам и их считают не просто талантливыми, а исключительно талантливыми.
В Пекинской опере четыре основных актерских амплуа: шэн, дань, цзин (хуалянь) и чоу, которые отличаются друг от друга условностями сценического исполнения, гримом, костюмами и местом в сюжете спектакля.
Женские персонажи
Когда 200 лет назад состоялись первые спектакли Пекинской оперы, женщинам не разрешалось появляться на сцене. В китайском обществе существовали жесткие ограничения, так что женщины из высшего сословия практически всю жизнь проводили за закрытыми дверями своих домов или дворцов, избегая появления на публике. Женщина, которая отважилась бы выйти на театральные подмостки, навлекла бы в лучшем случае позор на свою семью. А ее саму общество стало бы считать женщиной легкого поведения.
Для Пекинской оперы такое положение было весьма печальным. Ведь там с самого начала были достаточно яркие именно женские роли. Но с другой стороны, отсутствие актрис дало возможность актерам-мужчинам выйти на сцену в женских ролях. Некоторые из таких актеров стали настоящими звездами Пекинской оперы, особенно в двадцатые-сороковые годы 20 века. Актеры амплуа "дань" должны были воплощать на сцене женственность. Их главная задача была не столько в том, чтобы показать какое-то действие, сколько показать, что это действует именно женщина.
Так что высшая степень мастерства актеров "дань" состоит в умении передать суть женской натуры, суть женственности через мельчайшие нюансы движений и жестов. Это не преувеличение и не карикатура. Мужчина-актер лишь показывает зрителям, что такое женщина и как именно она себя ведет.
В амплуа "дань" есть свои разновидности, в зависимости от возраста героини и особенностей представляемого характера. "Цини" (Qingy) – это верная жена или послушная дочь, "хуадань" (Huadan) – коварная соблазнительница, "удань" (Wudan) – женщина-воин, "цайдань" (Caidan) – персонаж комедийный, а "лаодань" (Laodan) – женщина преклонных лет.
И мужчины в остальных ролях
Остальные три амплуа из четырех существующих в Пекинской опере – мужские. Главный здесь – актер в амплуа "шэн" (Sheng). Это, как правило, мудрец, воин, старик или чиновник. Чем он отличается от всех других персонажей? Очень просто. Он единственный среди всех участников представления, кто не гримирует лицо, и у него практически всегда есть борода, за исключением совсем юных актеров, естественно.
Шэн — это мужская роль, к которой относятся старики с бородой (лаошен) и молодые юноши (сяошен). Лаошены играют сдержанно, их движения полны достоинства.
Сяошены больше трюкачи, чем певцы. Для этого амплуа ценится знание акробатики и умение фехтовать. Они поют в непринужденной манере, иногда фальцетом, иногда естественным голосом.
Ещё один тип ролей данной категории —у-шен, воин. Для данного амплуа нужно быть акробатом и мастером боевых искусств, потому что роль обычно сложна именно своими движениями.
Мои впечатления о Пекинской опере:
- это очень круто, что мы получили возможность прикоснуться к настоящему Китаю. Я люблю Восток, да и вообще, любая чужая культура в своей аутентичности прекрасна и удивительна. Мне, как визуалу это вовсе привлекательно - здесь столько макияжа, аксессуаров и уникальных культурных особенностей.
- любое культурное мероприятие своеобразно, и приступать к изучению полезнее с помощью открытого разума, иначе можно нахватать негативных впечатлений, и навсегда отвернуться от исследования нового.
- не уверена, что хотела бы посещать подобные мероприятия регулярно, но в следующий раз очень бы хотелось попасть на что-либо подобное, а в данный момент у меня приятный культурный шок))))))
Ваша Лин Бао.
Поиск
Рассылка
Ближайшие семинары
МОСКВА 14-15 сентября - новый семинар Лин Бао по даосским практикам долголетия
5-6 октября - даосский массаж живота Цинейцзан 1, базовый курс для всех уровней подготовки.
Запись по телефону (вотсапу)
+7-929-5585789 Анна
УФА
20-25 сентября - семинар "Цинейцзан 1" с 10-00 до 17-00 ,
20- 25 сентября семинар "Комомплекс упражнений с веером 52 элемента кунгфу" с 17-30 до 19-30
Запись по тел.+7-937-3199646, Альфия
ТБИЛИСИ 20-27 августа поездка с Лин Бао на Женский Гламурный ретрит. Работаем с экспертами гламура
Summer Fashion Camp.
Запись по телефону (вотсапу):+7-929-5585789
АЛМАТЫ 12-13 октября - международный конкурс, приглашаем участников и болельщиков! Подготовка уже началась!
Запись по тел.+7-707-4869778, Анна
БАТУМИ 5-10 сентября - инструкторский семинар со Старшим инструктором высшего уровня Юлиусом Мазаровичем - полная программа для экзамена на инструктора Целительного Дао
Запись по телефону +7-929-5585789 Анна.