Медитация: Часть 1

01.03.2011

Медитация не является чем-то новым, мы пришли в мир вместе с ней. Ум – это нечто новое, медитация же – это наша природа. Она наша природа, она наша сущность. Неужели она может быть трудной?Ошо.

В последнее время вокруг понятия медитация происходит много споров. В странах востока – Индии, Китае, Японии, Таиланде и других – медитацию издревле считают одним из самых мощных методов психотерапевтического воздействия. В настоящее время она широко используется как метод лечения в психотерапии и как метод вспомогательного воздействия для лечения практически всех соматических заболеваний в крупнейших санаториях Китая. С другой стороны в странах Запада к слову медитация относятся с настороженностью и непониманием.

Медитация (meditation) – размышление, раздумье, созерцание. Действительно, если посмотреть со стороны, то человек, находящийся в состоянии медитации, производит впечатление человека, размышляющего о чем-либо. Однако истинное значение медитации как раз и состоит в том, чтобы успокоить ум и ни о чем не думать, то есть войти в состояние «ментальной релаксации». Научные исследования установили, что физическая и ментальная релаксация снижает потребность человека в кислороде на 50%, снимает нагрузку с сердца на 30%, а также понижает кровяное давление. Глубокая релаксация также снижает уровень альдегидов молочной кислоты в крови, порожденных беспокойством, неврозами и высоким кровяным давлением. Исследования также продемонстрировали, что такой отдых приводит к синхронизации электромагнитных волн мозга, улучшает реакцию и улучшает как кратковременную, так и долговременную память.

Люди, владеющие искусством медитации, лучше спят, обладают большей физической энергией и лучшим здоровьем. Если человек много спит, это еще не означает, что он хорошо отдыхает. Сон очень важен, большинство людей нуждаются в шестичасовом или в восьмичасовом сне каждую ночь, но для настоящего отдыха требуется ментальное спокойствие, иначе мозг будет продолжать «беспокоиться» даже во время сна.

В Институте физиологии СО РАМН, Россия, Новосибирск были проведены исследования, целью которых было исследование и изучение электроэнцефалографических (ЭЭГ) особенностей, характерных для глубоких медитативных состояний.

По данным этих исследований, проведенных с участием практикующих йогов и группы контрольных испытуемых, было показано, что во время глубокой медитации по системе Сахаджа Йоги:

  • усиливается функциональная активность подкорковых лимбических структур
  • растет степень кооперативного взаимодействия коры мозга с подкорковыми структурами
  • увеличивается функциональное взаимодействие полушарий мозга в передних и центральных отделах
  • снижается уровень функциональной активности зрительной коры.

Попробуем вначале дать определение термину медитация.

Например, в «Толковом словаре» Ожегова понятие «медитация» определяется так: медитация — состояние глубокой умственной сосредоточенности на чём-либо одном, отрешенность от всего остального; действие, приводящее в такое состояние. Вообще глубокие размышления, сосредоточенность на чём-либо.

Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» термин «медитация» трактует следующим образом: Медитация — (от лат. meditatio — размышление), умственное действие, цель которого – приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.

Кроме того, «Оксфордский словарь английского языка» утверждает, что «медитировать» означает постоянно помнить о чем-то, обдумывать, предаваться размышлениям. Это определение представляет медитацию как активный процесс работы разума с наличием множества мыслей, которые, как рыбы, снуют в потоке сознания. Таким образом, подразумевается, что медитация — это активное мышление.

Наиболее близко к истине определение медитации, которое дается автором самой знаменитой классической книги по йоге «Патанджали»: Западное слово «медитация» не описывает высших ментальных состояний, которые составляют цель йоги. Цель упражнений йоги — создать состояние ментального покоя, далекое от обдумывания чего-либо и вообще от активного мышления. «Состояние безмыслия» — такой термин куда лучше описывает тот результат, к которому стремится йога.

Таким образом, автор Патанджали, определяет медитацию как успокоение разума, приведение сознания в неподвижное состояние и подавление эмоциональных флуктуаций.

Такое определение, хотя и является самым близким к сущности медитации, достаточно приблизительно и не отражает сущности физиологических процессов, происходящих в организме человека. Исходя из анализа медитативных практик, можно дать такое определение понятию медитация.

Медитация – это физиологическое состояние организма человека, при котором его цепи речевых условных рефлексов, лежащие в основе второй сигнальной системы (которая имеется только у человека и является базой абстрактного мышления), временно и обратимо заблокированы сознательно с определенной целью или бессознательно.

Другими словами, можно сказать, что в мозгу у человека происходит остановка всех его внутренних монологов. Такую бессознательную кратковременную медитацию можно часто наблюдать со стороны, когда на какое-то мгновение человек как бы замирает и смотрит в одну точку, не реагируя на внешние раздражители, при этом сам теряет чувство времени. Мозг получает сигналы извне, но он их не анализирует и не оценивает, становится «прозрачным» для всех внешних раздражителей.

По понятиям древних, например в даосских практиках, мысли воздействуют на органы. Если мы мысленно произносим слова нежности, почки расслабляются и начинают лучше работать, если же содержание нашего внутреннего монолога связано со страхом, то почки находятся в состоянии стресса. Соответственно и ухудшается состояние систем, связанных по системе китайской традиционной медицины с почками, например костной системы.

Древние даосы приписывают органам следующие положительные эмоции: почки – нежность, сердце – радость, печень – доброта, селезенка – целеустремленность, легкие – смелость. Кроме того, каждому органу соответствуют и свои отрицательные эмоции: почки – страх, сердце – злость, печень – агрессия, селезенка – беспокойство, легкие – печаль. Поэтому любой внутренний монолог непосредственно влияет на здоровье внутренних органов, а через них и на состояние связанных с ними органов и систем. Периодически возникает ситуация, в которой органы требуют отдыха от такого нежданного влияния и блокируют внутренний монолог, чтобы восстановить свою работу. Если провести аналогию с компьютером, можно объяснить это следующим образом. Если мы дали команду компьютеру, и он приступил к ее выполнению, то он не может воспринимать временно другую команду.

Другими словами, бессознательная медитация необходима человеку для восстановления нормальной жизнедеятельности его внутренних органов и связанных с ними систем. Кроме того, в то же самое время от органов в мозг начинают поступать сигналы, «стирающие» патогенные записи в соответствующих отделах коры головного мозга для восстановления нормальной функции органов.

Таким образом, медитация является защитным приспособлением, возникшим у человека вместе с возникновением второй сигнальной системы и относится к особенностям высшей нервной деятельности человека. Животные не обладают второй сигнальной системой, а, значит, не обладают способностью медитировать. Сон не является медитацией, животные могут находиться в состоянии сна, но не могут медитировать. За медитативные способности человека отвечает ретикулярная формация, которая регулирует активность клеток коры головного мозга.

В состоянии медитации у человека происходит расширение сосудов головного мозга, расслабление мышц лица, в том числе мельчайших мимических, кровь и лимфа поступают к клеткам органов более интенсивно, и человек после такой медитации чувствует себя отдохнувшим, а его внешний вид улучшается. Как видно из определения, фармакологическими веществами, вызвать состояние медитации невозможно, даже состояние бессознательной медитации, так как подобное влияние будет аналогично выключению компьютера из сети, а не «налаживанию» его работы.

Благотворное влияние оказывает медитация на кратковременную и долговременную память. Как известно, кратковременное запечатление в коре большого мозга следов раздражений осуществляется за счет циркуляции нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям. Это может длиться от нескольких секунд до 10-20 минут.

Длительное удержание временных связей (долговременная память) основывается на молекулярных и пластических изменениях, происходящих в синапсах и, возможно, в самих нервных клетках головного мозга. За счет долговременной памяти могут длительно, иногда всю жизнь сохраняться следы прежних раздражений. Определенная роль в формировании памяти принадлежит эмоциям. При эмоциональном возбуждении усиливается циркуляция нервных импульсов по цепям нейронов.

В формировании памяти участвуют нейроны коры большого мозга, ретикулярной формации ствола мозга, гипоталамической области, лимбической системы, особенно гиппокампа.

Как известно, по законам психологии, человек может удерживать в зоне внимания только 5- 6 деталей происходящих событий, а особо тренированные до 10. При наличии внутреннего монолога, мозг человека может приходить в такие состояния, при которых даже жизненно важная информация извне перестает адекватно оцениваться и анализироваться мозгом из-за интенсивности этого внутреннего монолога, так как мозг занят полностью деталями только внутреннего монолога. При успокоении внутреннего монолога мозг получает возможность воспринимать большее количество деталей происходящего, что дает возможность лучшего запоминания информации. Кроме того, за счет лучшего кровоснабжения нейронов вследствие успокоения, за счет снижения потребления кислорода циркуляция нервных импульсов по замкнутым цепям усиливается. При длительных тренировках медитирующие могут значительно усиливать свои способности к запоминанию и воспроизведению информации. Этот процесс можно сравнить с тем, как если бы на старой магнитофонной ленте удалось убрать шумы. Или же, как если бы, за счет снижения активности физиологических процессов, мы достигли состояния «сверхпроводимости» нервной ткани.

Прекратить свой внутренний монолог сознательно для многих является довольно сложной задачей, Поэтому мастера медитации придумали для этого множество способов. Большим мастером медитации современности является Ошо. В своей книге «Медитация. Первая и последняя свобода» он приводит множество способов достижения подобных состояний. Наиболее известными из них являются «динамическая медитация» и «медитация Кундалини». За счет активных физических действий происходит отвлечение человека от его внутренних монологов. На электрическом плане происходит снижения уровня импульсов, циркулирующих по нейронным цепям при одновременном повышении чувствительности к таким импульсам. Внутренние монологи могут переходить в навязчивые мысли и навязчивые идеи, которые могут быть осознаваемыми и не осознаваемыми.

Наиболее интересным в этом плане является опыт опять же древних китайских практик, широко используемых в настоящее время. Это известные всем занятия тай-чи и ушу. Во время этих занятий мозг человека «очень занят», а глазные яблоки совершают строго определенные движения, что также помогает уйти от внутренних монологов, так как соответствующие движения глазных яблок также влияют на мыслительный процесс, гармонизируют работу отделов головного мозга и черепно-мозговых нервов.

С другой стороны медитацию нельзя отнести к состояниям измененного сознания, так как время выхода из состояний измененного сознание несравненно выше. Физиологические состояния, соответствующие различным состояниям измененного сознания изучены крайне слабо. Состояние медитации позволяет наоборот значительно ускорить реакции на внешние раздражители. Именно это свойство медитации использовалось при обучении боевым искусствам. Совместно с медитацией обычно использовалась также техника аффирмаций и направленных визуализаций.

Отличие медитации от состояний измененного сознания также в том, что мы не изменяем качество восприятия информации, поступающей извне, а, наоборот, при успокоении внутреннего монолога получаем возможность воспринимать эту информацию в более полном объеме. Кроме того, за счет освобождения энергии, ранее шедшей на «обработку и поддержание» внутренних монологов, можем значительно ускорить нашу реакцию и сделать ее более качественной.

Таким образом, состояние медитации можно отнести к ресурсному состоянию организма. Медитация позволяет нам использовать как бы дополнительные энергетические ресурсы организма. Так если в состоянии медитации потребление кислорода на 50% уменьшается, это эквивалентно тому, что мы получаем в два раза больше энергии. Кроме того, если медитация снимает нагрузку с сердца на 30%, то это означает, что наше сердце стало работать эффективнее более чем на 40%. Очевидно, насколько это важно и в спорте и в повседневной жизни.

Западная психотерапия также широко использует медитацию. В основном это делается следующим образом. Все помнят совет психотерапевта в случае бессонницы начать считать про себя. Это наиболее простой метод остановки внутреннего монолога.

Кроме того, есть осознаваемые внутренние монологи и неосознаваемые. Неосознаваемые внутренние монологи помогает остановить техника созерцания. Например, в Японии известна традиция весеннего созерцания цветения вишневых деревьев. Создание за счет созерцания прекрасного пейзажа «положительного внутреннего монолога» приводит к созданию постоянной энергетической подпитки организма. Техника полной остановки неосознаваемых внутренних монологов достаточно сложна. Однако при длительных тренировках этого также можно достигнуть, что приводит к впечатляющим результатам. Так, известно, что в Шаолиньском монастыре существует традиция, по которой ученик должен провести некоторое достаточно длительное время (до нескольких лет) в одиночестве. При этом «без видимых причин» скорость его реакции и сила удара значительно возрастает.

К техническим арсеналам древних относится также техника комбинированных медитаций. Одной из таких широко известных медитаций является даосская «медитация внутренней улыбки». Она позволяет сознательно гармонизировать и натренировать эндокринную систему таким образом, что возможности человека могут не только достигать возможностей диких зверей, но и значительно превосходить их по скорости реакции и силе удара.

Знаменитая улыбка Будды – это есть не что иное, как запечатленная на тысячелетия древняя даосская медитация «внутренней улыбки». Она также является свидетельством высочайшего уровня познания физиологии человека древними цивилизациями. К сожалению, человечество за это время больше утратило, чем приобрело в познании возможностей человека. Обратившись к внешним факторам воздействия – таблеткам, общественному мнению, которое часто расходится с элементарными положениями науки гигиены, человек отдал «ключи» от своего здоровья в чужие руки. Эта позицию устраивает многих – с одной стороны человек отдал ответственность за свое здоровье – обществу, а с другой стороны общество получило власть над человеком, используя самое уязвимое его место – здоровье. Все это получило выражение в массовой безответственности людей за свое здоровье с одной стороны, а с другой стороны дает возможность табачным, алкогольным и зачастую фармацевтическим компаниям получать сверхприбыли, открыто и легально приводя к ухудшению здоровья населения и его генофонда во всех странах мира.

Список использованной литературы

  1. Физиология./Под ред. проф. С.А.Георгиевой. М.,1986.
  2. Ошо. «Медитация: первая и последняя свобода». Пер. с англ.- СПб.,1996
  3. Джексон Адам . Десять секретов здоровья. Пер. с англ.-М., 2003
  4. Чиа Мантэк. Пробуждение целительной энергии Дао. Пер. с англ. – М., 2002
  5. ЭЭГ корреляты медитативного состояния. – Пасынкова Н.Р., Ватник Д.В.- Институт физиологии СО РАМН, Россия, Новосибирск.

Резюме

В статье впервые в мире дано научно обоснованное определение медитации с точки зрения физиологии высшей нервной деятельности человека. Медитация – это физиологическое состояние организма человека, при котором его цепи речевых условных рефлексов, лежащие в основе второй сигнальной системы (которая имеется только у человека и является базой абстрактного мышления), временно и обратимо заблокированы сознательно с определенной целью или бессознательно.

В процессе раскрытия смысла данного определения показано, что медитация является защитным приспособлением, возникшим у человека вместе с возникновением второй сигнальной системы и относится к особенностям высшей нервной деятельности человека. Отмечаются отличия медитации от состояний измененного сознания. Раскрываются положительные аспекты медитативных практик, описываются их механизмы. Указывается на сочетаемость медитаций с другими широко известными психотехниками, такими как аффирмация, направленная визуализация, а также на существование широкого спектра комбинированных медитативных практик.

Статья была опубликована в журнале «Вестник интегративной психологии», 2006, выпуск №4, стр.41-44, Ярославль, Москва под названием «К проблеме медитативных практик».


Возврат к списку

Наш сайт, для корректной работы, собирает техническую информацию о посетителях сайта: cookie, данные об IP-адресе, местоположении и другую. Если вы не хотите оставлять о себе эту информацию для ее дальнейшей обработки - покиньте сайт.

Вся информация собирается и обрабатывается согласно политике конфиденциальности.