«Когда восемь бессмертных пересекали море, каждый показал, на что способен». Лин Бао в городе бессмертных Пэнлай.

«Когда восемь бессмертных  пересекали море, каждый показал, на что способен». Лин Бао в городе бессмертных Пэнлай. 05.05.2019

«Когда восемь бессмертных пересекали море, каждый показал, на что способен». Лин Бао в городе бессмертных Пэнлай.


Еще в древности в китайской культуре сложились представления об островах бессмертных, которые находятся на востоке в море и где обитают бессмертные 仙 сянь. В знаменитом сочинении «Ши цзи» (Исторические записки) древнекитайского историка Сыма Цяня (II-I вв. до н.э.) называются три острова: Пэнлай 蓬莱, Фанчжан 方丈 и Инчжоу 瀛州. В древнекитайском тексте «Ле-цзы» (датировка точно не определена, ориентировочно, III в. до н.э. – III в. н.э.) дано развернутое описание островов бессмертных. Они располагаются в восточной части залива Бохай (в китайской терминологии – моря), около бездонной пропасти Гуйсюй, в которую стекают все земные и небесные воды. Рядом с ней изначально находилось пять островов: Дайюй 岱舆, Юаньцзяо 員峤, Фанху 方壺, Инчжоу 瀛洲 и Пэнлай 蓬萊. Каждый из этих островов был поистине огромен: 30 тыс. ли в окружности (в эпоху Хань 1 км=2,5 ли), в центре которого находилось плато в 9 тысяч ли, отстояли они друг от друга на 70 тысяч ли.




Там обитали бессмертные, облаченные в белые одежды, с маленькими крыльями за спиной. Они могли летать по воздуху, подобно птицам и посещали друг друга, наслаждаясь всеми радостями бессмертной жизни. Вокруг возвышались прекрасные строения из золота и нефрита, птицы и звери были белого цвета. На деревьях зрели прекрасные нефритовые и жемчужные плоды, которые давали бессмертие вкусившему их.

Долгое время острова свободно плавали в океане и доставляли немало беспокойств бессмертным. Они взмолились, и Шан-ди, верховный первопредок, послал 15 гигантских черепах, которые удерживали острова в неподвижности. Но Великан из Лунбо поймал 6 из них, острова Юаньцзяо и Дайюй затонули где-то в Северном океане. Осталось всего три острова: Фанчжан, Инчжоу и Пэнлай.

Несмотря на то, что острова были скрыты от людских глаз и издали напоминали гигантские тучи, волнение время от времени прибивало к ним лодки рыбаков, которые, вернувшись домой с попутным ветром, рассказали о них людям.

Китайские правители издали были озабочены проблемами долголетия и бессмертия. Первый император Китая, Цинь Шихуанди 秦始皇帝 (259—210 до н.э.) приказал снарядить специальную экспедицию, дабы добыть плоды бессмертия. Было отобрано несколько тысяч юношей и девушек, во главе с даосским мудрецом, которые и отправились на поиски островов. Но никто из этой экспедиции не вернулся назад: то ли сбежали от кровавого тирана, то ли погибли в море.
Земли бессмертных искали и на западе. Так, ханьский император У-ди 汉武帝 (156-87 до н.э.) снарядил специальную экспедицию в западные земли в поисках царства Владычицы Запада Сиванму. Считалось, что в её садах растут персики бессмертия. Итогом этой экспедиции стали походы в Ферганскую долину за «небесными конями» — ахалтекинцами.

Впоследствии в китайских императорских парках обязательно устраивались озера с островами, символизирующие Восточное море и острова бессмертных. В садах поменьше их обозначали небольшим прудом с камнями. Острова бессмертных изображались на живописных полотнах, произведениях декоративно-прикладного искусства.

8.jpeg


По преданию, восемь бессмертных, после пира у владычицы Сиванму, отправились через море к Дун-вангуну в с помощью магии. Отсюда и пошла известная китайская пословица: «Когда восемь бессмертных пересекали море, каждый показал, на что способен». Ли Тегуай поплыл на железном посохе. Чжун-ли Цюань — на веере, Чжан Го-лао — на бумажном осле, Хань Сян-цзы — в корзине с цветами, Люй Дун-бинь воспользовался бамбуковой ручкой от мухогонки, Цао-гоцзю — кастаньетами, Хэ Сянь-гу — плоской бамбуковой корзиной, а Лань Цай-хэ стал на нефритовую пластину.

Чжун Ли-цюань.
Глава восьми бессмертных жил во времена династии Чжоу. Он обладал секретом изготовления эликсира жизни и порошка перевоплощения. Его обычно рисуют толстяком с обнаженным животом. Иногда он держит в одной руке персик, а в другой — веер, с помощью которого оживляет души усопших.

Ли Те-гуай
Он обыкновенно изображается хромым нищим, опирающимся на железный костыль. В руке он держит тыкву-горлянку, в которой находится снадобье, обладающее таинственной силой — с его помощью можно отделять душу от тела. Ли Те-гуай считается покровителем магов, волшебников, чародеев.

Чжан Го-лао
Из всех восьми бессмертных Чжан Го-лао самый старый по годам и самый благоразумный. За это его и прозвали лао — «старый», «почтенный», «уважаемый». Жил он отшельником в горах и всю жизнь скитался.
Чжан Го-лао всегда ездил на осле задом наперед, проезжая за день по нескольку десятков тысяч ли. Когда бессмертный останавливался где-либо, он складывал ослика, как будто тот был вырезан из бумаги, и клал его в сосуд из бамбука. А когда нужно было ехать дальше, брызгал на сложенную фигурку водою изо рта, и осел снова оживал.
Чжан Го-лао покровительствовал супружескому счастью и рождению детей. На популярном рисунке он изображен сидящим на осле и подносящим младенца только что повенчанной паре. Чжан Го-лао считают также покровителем изящных искусств. Он часто изображается с бамбуковым сосудом для кистей.

Лань Цай-хэ
Лань Цай-хэ был пьяницей. Однажды, сидя в кабачке и забавляя присутствующих, он вдруг услышал небесное пение. В тот же миг он бесшумно поднялся в небо — его подхватило облако. Лань Цай-хэ сбросил вниз сапог, халат, пояс. Облако взвилось ввысь, становясь все меньше и меньше, и с тех пор никто уже на земле не слыхал про Лань Цай-хэ. Этот бессмертный считается покровителем музыкантов и изображается с флейтой и руках.

Люй Дун-бинь
С самого детства он был развит не по летам и мог ежедневно запоминать по десяти тысяч слов; без всякой подготовки он овладел литературной речью.
Пройдя с честью все испытания, Люй Дун-бинь овладел искусством магии и получил меч «чудесного могущества» (его часто изображают с мечом за спиной). Целых четыреста лет он странствовал с этим мечом по земле, защищая людей, убивая драконов и тигров.

Хэ Сянь-гу
Единственная женщина среди этой восьмерки. Еще в раннем детстве она встретила Люй Дун-биня, который, предвидя будущее девочки, подарил ей персик бессмертия. Она съела только половину его и с тех пор почти не нуждалась в земной пище. На рисунках Хэ Сянь-гу изображается необычайно красивой девушкой с цветком лотоса в одной руке, а в другой она держит широкую плетеную корзинку, иногда наполненную цветами.. Хэ Сянь-гу покровительствовала домашнему хозяйству и предсказывала людям судьбу.

Хань Сян-цзы
Хань Сян-цзы был племянником знаменитого Хань Юя, ученого и министра, жившего при династии Тан.
Отправившись на поиски учителя, он случайно встретил мудрого Люй Яня. Слушая его наставления, он быстро постигал учение о дао. Однажды они пришли в страну, где в изобилии росли «персики духов». Хань Сян-цзы хотел сорвать несколько плодов и для этого влез на дерево. Вдруг сук под ним подломился, он упал на землю и умер. Но в тот же миг вознесся на небо — уже как бессмертный, без страданий и боли.
Хань Сян-цзы изображается часто с корзиной цветов. или фруктов в руках и считается покровителем садовников.

Цао Го-цзю
Цао был младшим братом Цао Тайхоу, матери императора Сун Шэньцзун, жившего в эпоху Сун. С молодости он предпочитал уединение, и все прелести придворной жизни были ему чужды. Однажды, не желая более мириться с притеснениями простых людей, которые учинялись его семьей, он решил отправиться в горы для постижения даосского учения, направленного на чистоту существования и естественность жизни.
Цао Го-цзю изображается с большими кастаньетами в руках и считается покровителем актеров.

Возврат к списку

Наш сайт, для корректной работы, собирает техническую информацию о посетителях сайта: cookie, данные об IP-адресе, местоположении и другую. Если вы не хотите оставлять о себе эту информацию для ее дальнейшей обработки - покиньте сайт.

Вся информация собирается и обрабатывается согласно политике конфиденциальности.